Как и в яхтах, в буерах есть множество разных классов. Какие-то из них популярны в мире - DN, Monotype-XV. Какие-то классы популярны только в отдельно взятых странах, например в США - Skeeter, Nite, Renegade. В России со времен СССР тоже были свои национальные классы С-20, С-12, С-8, "семерка" и другие.
С-20, "двадцатка" - буер с парусом, площадью 20 квадратных метров. Судя по фото и чертежам первые из этих буеров создавались по образу и подобию Монотипа. С-12 - "двенадцатиметровый" класс, про многочисленность которого в СССР ветераны буерного спорта рассказывают легенды. В 70-х годах уже были и крыловые аналоги этих буеров, ставившие рекорды скорости (до 150 км/ч под парусом в то время - это была фантастика) и обогнавшие время - в летнем яхтинге крыловые лодки появились на 20-30 лет позже, а пика своего развития и близких к буерным скоростей достигли лишь недавно, когда были построены первые угольные катамараны на подводных крыльях с жестким парусом типа крыла самолета, аналоги которых сейчас гоняются на Кубке Америки.
Вышеупомянутые классы буеров содержали в своем названии букву С, что значит "свободный". Также были и другие классы отечественных буеров, как свободных, так и монотипов - например такие как С-6 и монотип "семерка". Семерку впоследствии стали искусственно продвигать спортивные чиновники СССР, как массовый класс буеров-монотипов, который должен был заменить разнообразные свободные классы и привести к тому, что на первое место в гонке выйдет не конструкция буера и конкретная инженерная идея, а мастерство гонщика. Идея сама по себе благая, но как всегда подвела реализация - было построено большое количество новых "семерок" и одновременно перестали поддерживаться многие свободные классы, вплоть до того, что не проводились официалньые соревнования. Новая семерка была споректирована неудачно, с недостаточной прочностью сложно ремонтируемого стеклопластикового корпуса и бруса, что привело к тому, что эти буера оказались недолговечны. А гоняться они могли только по идеальному льду в сильный ветер - то есть реже, чем остальные классы, у которых требования к дороге и ветру были меньше. В итоге, попытка насильственного внедрения нового класса привела к тому, что сам он не прижился, а многочисленные буера свободных классов С-12 и С-20 были заброшены и прекратили своё существование. Последующий распад СССР и сложное время в 90-е годы почти окончательно добили буерный спорт в России. Пережить лихие годы смогли только Монотипы, DN, за счет их популярности и международного статуса, и свободный восьмиметровый класс С-8 - "восьмерка", за счет простоты конструкции и усилий немногочисленных энтузиастов. Восьмерки были простыми и надежными, а по сравнению с С-12 и С-20 более компактными и более легкими, как по весу, так и по сложности обслуживания матчасти. Последнее особенно важно в парусном спотре, так как гонщик-парусник обычно тратит в межсезонье очень много времени на подготовку своей лодки, и чем больше лодка, тем больше нужно усилий, денег и времени. С восьмеркой в этом плане всё намного проще, быстрее и дешевле чем с монотипом, С-12 и тем более С-20. А в отличие от семерок, С-8 были проверены временем, надежнее и легче ремонтировались - это помогло им выжить в суровые годы и дойти до наших дней.
Свободный класс означает, что в рамках правил класса (некоторый набор основных ограничений на габариты, площадь парусности и очень небольшое количество прочих ограничений) конструкция буера может быть произвольной на усмотрение проектировщика. В отличие от жестких монотипов, таких как DN, M-XV, в свободных классах каждый гонщик мог проверить на практике свои новаторские идей в области матчасти, формы корпуса, парусного вооружения. Большое значение в буерном спорте играет аэродинамика крыла (паруса) и корпуса - здесь тоже хорошая конструкторская идея может дать преимущество над конкурентами. По этим причинам свободные классы стали популярны в первую очередь в среде людей с техническим образованием - инженеров, конструкторов, прочих технарей, которых в любительском парусном спорте всегда было великое множество. Сама идея свободного класса достаточно амбициозна и интересна - стремление любым способом создать наиболее быстрый буер. По сравнению с монотипами свободные классы могут иметь большее число настроек рангоута, такелажа, парусов, что добавляет интереса во время гонки. Также гонщик в свободном классе может на своё усмотрение вносить любые изменения в конструкцию матчасти, если при этом он останется в рамках правил класса.
С-8, Восьмерка - красивый, небольшой и легкий по сравнению с монотипом буер, легко вооружается перед гонкой силами одного человека, намного проще в обслуживании и ремонте, что также добавляет ему привлекательности. Кроме того восьмерка была изначально спроектирована как скоростной буер - удлиннение паруса на нем больше, чем на Монотипе или DN, поэтому на чистом льду в свежий ветер восьмерка разгоняется быстрее и ведет себя очень динамично. Площади парусности и высоты бруса достаточно, чтобы ходить по более глубокому снегу, в котором DN уже не едет. Управляется восьмерка просто, однако более требовательна к точности управления по сравнению с монотипом, чаще попадает в штопор при неумелой рулёжке. Это добавляет адреналина и учит гонщика лучше чувствовать свою лодку и лучше настраивать её на курсе. На большинстве буеров всего два штурвала - рулевой и шкотовый, но так как класс свободный никто не запрещает изменить тип рулевого управления. Так на одном из наших буеров, принадлежащих Э.Жилинскому, который часто ходит в лидерах, имеется три штурвала - третий регулирует наклон мачты прямо в гонке. Посадка в буере С-8 как в автомобиле. Это намного комфортнее, если сравнивать с лежачим положением в DN, и безопаснее за счет закрытого со всех сторон кокпита, из которого не выбрасывает при штопоре или перевороте буера.
Красивый, динамичный и обтекаемый внешний вид буера С-8, а также конструкторская свобода и идея "любым способом стать быстрее" - всё это когда-то понравилось и мне. В течение почти 20 лет после развала Союза буеров С-8 в гоночном состоянии сохранялось всего лишь около 4 штук, и те редко выходили на лёд. В 2007 году я взял под восстановление корпус в Центральном яхт-клубе, долго восстанавливал его в одиночку, не имея опыта и не зная никого из опытных гонщиков класса С-8, хотя оказалось, что они всё это время были в соседнем яхт-клубе в Стрельне. В какой-то период я даже забросил это занятие на долгих 3 года. Однако в 2012 году у меня появились единомышленники, вновь появилось желание и стремление, и я вернулся к идее возродить этот класс красивых одиночных скоростных буеров. Сейчас у нас 12 буеров в гоночном состоянии, еще 4 буера С-8 находятся в стадии ремонта и, надеюсь, выйдут на старт в следующем сезоне. В прошлом году мы заинтересовали идеей буера С-8 нашего коллегу из США - Билла Бахольца, и он уже начал постройку. В этом 2016 году к нам приедедет гоняться Матс Лофберг - владелец буера С-8 из Финляндии. Его ледовая яхта - это последний и наиболее "заряженный" буер конструкции советского буеростроителся Н.В.Красноперова, очень хороший и продуманный с технической стороны аппарат. Надеемся на жесткую и интересную борьбу на дистанции! Это будет первая международная гонка буеров данного класса.
До этого года мы лишь восстанавливали старые корпуса, которые удавалось спасти от забвения на складах яхт-клубов, в огородах на чьих-то дачах, и иногда в прямом смысле слова от сожжения. Но на данный момент у нас есть все необходимое для закладки новых корпусов - чертежи, опыт, ремонтная зона, любезно предоставленная ГУМРФ им.С.О.Макарова. Надеемся, что к нам будут приходить все новые люди и класс будет развиваться. Особенно ждем технарей с руками из нужного места!
Д.И.Елец, президент ассоциации буеров свободного класса С-8.